За последние десять лет средняя цена нового легкового автомобиля в России увеличилась более чем в три раза, составив 3,1 миллиона рублей по итогам восьми месяцев 2024 года. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2014 году эта цифра составляла всего 1 миллион рублей. Особенно заметный рост цен наблюдается в последние три года — с 2021 по 2023 год.
Основными факторами, способствующими росту цен, являются девальвация рубля, увеличение ставок утилизационного сбора, подорожание логистики, а также общемировая и российская инфляция. Кроме того, дефицит новых автомобилей на российском рынке, вызванный пандемией и уходом глобальных брендов из страны в 2023 году, также оказал значительное влияние на стоимость машин.
Наибольшее увеличение цен было зафиксировано в 2023 году — на 23,9% по сравнению с 2022 годом. Ранее серьезные скачки цен наблюдались в 2015 году (19,5%), 2021-м (18,1%) и 2022-м (20%).
Эксперты прогнозируют, что по итогам 2024 года рост цен составит 10-15%, что делает этот год менее значительным по сравнению с предыдущими. Однако, учитывая рост цен в последние три года на уровне 18-24%, такой показатель выглядит скромным. Важным фактором, отпугивающим покупателей, остается высокая стоимость кредитования на фоне рекордной ключевой ставки Центробанка.
В октябре текущего года сразу 12 марок автомобилей повысили цены на свои модели на 1-4% в зависимости от бренда. Подорожали такие марки, как Geely, Cherry и OMODA.
По прогнозам Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», до конца года новые автомобили могут подорожать еще не менее чем на 10%. В то же время Национальный автомобильный союз ожидает более умеренного роста — до 5%. Таким образом, покупателям стоит ожидать дальнейшего удорожания автомобилей в ближайшие месяцы.