С 1 мая 2025 года в России вступит в силу новая методика расчета утилизационного сбора, касающаяся автомобилей, ввозимых из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эксперты, опрошенные Autonews, предсказывают, что данное нововведение приведет к значительному подорожанию транспортных средств на российском рынке.
На фоне работы крупных автосалонов, которые импортируют автомобили легально, на рынке продолжают действовать мелкие импортеры, использующие обходные пути при растаможке. Основными посредниками являются страны ЕАЭС, такие как Киргизия и Белоруссия, где условия растаможки более выгодные. Например, там растаможка осуществляется по таможенно-приходному ордеру (ТПО), что позволяет занижать стоимость машин и экономить средства импортеров. Разница в ставках НДС также играет свою роль: в Киргизии он составляет 12%, в то время как в России — 20%.
С введением новых правил, все лазейки будут закрыты. Утвержденные изменения касаются как новых, так и бывших в употреблении автомобилей.
Согласно документу, опубликованному на «Федеральном портале проектов нормативных актов», утильсбор будет рассчитываться по следующей формуле:
Утильсбор = УСед + (Рс — Сз) × 0,5
где:
• УСед — базовая ставка сбора;
• Рс — средняя стоимость автомобиля из перечня Минпромторга;
• Сз — затраты покупателя на приобретение машины до уплаты сбора;
• 0,5 — поправочный коэффициент.
Импортерам придется предоставлять полный пакет документов для подтверждения затрат на приобретение автомобиля, включая договоры купли-продажи и инвойсы. В случае отсутствия необходимых документов сбор будет рассчитываться по максимальной ставке, превышающей 60% от цены машины.
В Минпромторге отметили, что изменения позволят устранить препятствия во взаимной торговле на внутреннем рынке ЕАЭС. Также было заявлено о регулярном обновлении перечня моделей автомобилей с указанием средней стоимости, который будет формироваться ФТС России.
Важно отметить, что нововведение не затронет импортеров-физических лиц. Владельцы автомобилей с моторами объемом до 3,0 л, ввозящих их для личного пользования без перепродажи в течение 12 месяцев, смогут продолжать пользоваться льготным сбором в размере 3400 или 5200 рублей в зависимости от возраста машины.
Таким образом, ожидается значительное изменение на рынке автомобилей в России после введения новой методики расчета утилизационного сбора.