Правительство не ставит целью «закрыть» автомобильный рынок через утильсбор, заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Он подчеркнул, что власти понимают: отсутствие конкуренции может замедлить развитие российских производителей.
По словам Мантурова, изменения в утильсборе направлены на создание условий, при которых локальное производство будет выгоднее прямого импорта, что соответствует мировой практике. Он также отметил, что иностранные инвесторы при принятии решений учитывают необходимость ликвидации каналов серого импорта.
Вице-премьер добавил, что ключевым моментом остаётся контроль за технологическим процессом, а комплексный подход, учитывающий интересы всех сторон, уже показал положительный эффект на примере перезапущенных производственных площадок.
Утилизационный сбор представляет собой налог для производителей и импортеров на каждое транспортное средство. Государство компенсирует отечественным производителям часть уплаченного сбора, а размер компенсации зависит от уровня локализации производства.
Правительство предусмотрело поэтапную индексацию утильсбора до 2030 года: первый этап был реализован в октябре 2024 года, когда ставка выросла на 70–85%. В дальнейшем планируется ежегодное повышение на 10–20% для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.